СОГЛАШЕНИЕ
о единых правилах определения страны происхождения товаров
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,
в целях упрощения и гармонизации таможенных процедур в торговле с государствами, не являющимися участниками настоящего Соглашения (далее - третьи страны),
желая создать благоприятные условия для развития торговли на основе взаимной выгоды и международного права,
стремясь к укреплению многосторонней торговой системы,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
На единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства Сторон, применяются Правила определения страны происхождения товаров согласно приложению, составляющему неотъемлемую часть настоящего Соглашения.
Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между Сторонами.
В отношении товаров, происходящих из страны, имеющей договор о свободной торговле, участниками которого являются все государства Сторон, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные этим договором.
Статья 2
Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, а в случае недостижения согласия передаются на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.
Статья 3
По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами Сторон.
Статья 4
Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.
Совершено в городе Москве 25 января 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, который, являясь его депозитарием, направит каждой Стороне его заверенную копию.
За Правительство Республики Беларусь |
За Правительство Республики Казахстан |
За Правительство Российской Федерации |
Приложение к Соглашению о единых правилах определения страны происхождения товаров |
ПРАВИЛА
определения страны происхождения товаров
1. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
добавленная стоимость - разница между ценой товара на условиях «франко-завод» и стоимостью использованных для его производства импортных сырья и материалов;
партия товара - товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;
страна происхождения товаров - страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров;
цена на условиях «франко-завод» - цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.
2. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;
2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта;
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1) - 10) настоящего пункта.
3.Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленными в соответствии с настоящими Правилами.
4. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
5. Независимо от положений, установленных пунктом 4 настоящих Правил, не отвечают критериям достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки;
3) простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией Таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года;
4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
5) убой животных, разделка (сортировка) мяса;
6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;
7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);
8) операции по покраске или полировке;
9) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
10) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;
11) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;
12) затачивание, простой помол или простая резка;
13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;
16) комбинация двух или большего числа указанных операций.
6. Для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией Таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
7. В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:
1) для импортных материалов - по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) (РФ) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;
2) для конечной продукции - по цене на условиях «франко-завод»
8. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются по желанию декларанта как единый товар.
9. Правило предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, применяется при одновременном выполнении следующих условий:
1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;
2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;
3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;
4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;
5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, независящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года.
10.При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
11.Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами.
12. Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.
Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли, предусмотренного подпунктом 2 пункта 6 настоящих Правил.