Приложение к Решению Комиссии таможенного союза от 26 февраля 2010г. №190 |
ИНФОРМАЦИЯ
казахстанской Стороны об организации работы по разработке Соглашения о порядке перемещения наличной валюты через внутренние и внешние границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что таможенному декларированию в письменной форме подлежат валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов таможенного союза (статья 354). Принятие такого договора предусмотрено Таможенным Кодексом Таможенного союза (пункт 5 статьи 354 и пункт 2 статьи 355).
Установленные национальными законодательствами Республики Казахстан и Российской Федерации нормы не содержат оговорки в отношении пересечения физическими лицами внутренних границ Таможенного союза (в законодательстве Республики Беларусь такая оговорка имеется) и поэтому не применимы в условиях Таможенного союза (неприменимо требование таможенного оформления при пересечении внутренних границ Таможенного союза). Кроме того, требования национальных законодательств в отношении декларирования денежной наличности, ценных бумаг и платежных документов, а также возможности беспрепятственного из вывоза в государствах - членах Таможенного союза различны, что создает проблемы для физических лиц в случаях, когда перемещение денежной наличности, ценных бумаг и платежных документов в третьи страны (из третьих стран) осуществляется резидентом одного государства - члена Таможенного союза через границы другого государства - члена Таможенного союза.
Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты было принято 24 ноября 1998 года и действует в рамках ЕврАзЭС. Названное Соглашение не применимо в данном случае, так как помимо Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан сторонами данного Соглашения, являются Кыргызская Республика и Республика Таджикистан, не входящие в состав обновленного Таможенного союза. С учетом особенностей формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза представляется целесообразным разработка и принятие специального документа Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
При этом трансграничное перемещение денежной наличности является одним из каналов отмывания криминальных доходов и финансирования терроризма.
В этой связи предлагается:
1) включить в Сетевой график подготовки международных соглашений, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, Соглашение о порядке перемещения наличной валюты через внутренние и внешние границы Таможенного союза;
2) создать экспертную группу по разработке данного Соглашения из представителей таможенных органов, органов финансового мониторинга, органов пограничного контроля и центральных банков стран – членов Таможенного союза.