Евразийская экономическая комиссия

Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств, 9 июня 2009 года

 
Государства-члены Таможенного союза
Евразийская экономическая комиссия
Сферы деятельности
Документы
Торги
Вакансии
Контакты
Для СМИ
Пропустить до основного содержимого
  

 

 

                                                                                   

Одобрено Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС
 (высшего органа таможенного союза)
от 9 июня 2009 года №9 
                                       

       
 
 

 

 

 

 

 

Этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

 

Основной задачей создания таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Евразийского экономического сообщества является формирование единой таможенной территории, на которой в отношении товаров, происходящих с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не применяются таможенные  пошлины и ограничения экономического характера.

При этом государствами-участниками применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Основные этапы формирования единой таможенной территории таможенного союза и сроки их завершения следующие.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе этого этапа необходимо решить две основные задачи, направленные на формирование единой таможенной территории:

        завершение подготовки нормативно-правовой базы;

        организация поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.

В части завершения формирования нормативно-правовой базы таможенного союза:

- к 1 октября 2009года:

разработать и подготовить к принятию Таможенный кодекс таможенного союза, а также нормативно-правовую базу в развитие его положений по  единообразному практическому применению форм и методов таможенного контроля и таможенного оформления, технологий контроля перемещения товаров и транспортных средств[1], определяющих:

·                    единые правила декларирования товаров;

·                    единые таможенные режимы;

·                    единую методологию определения таможенной стоимости;

·                    единые правила начисления и взимания таможенных платежей;

·                    единые правила таможенного оформления и таможенного контроля, включая использование единых форм документов, единые сроки проведения таможенных процедур.

Разработать и подготовить к принятию международные договоры в области санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер;

Разработать и подготовить к принятию международные договоры по взиманию НДС и акцизов на территории таможенного союза в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля.

- к 1 января 2010 года:

        утвердить Единый таможенный тариф таможенного союза;

        сформировать единую систему мер нетарифного регулирования таможенного союза;

        определить сроки передачи Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

        разработать механизм зачисления и распределения сумм  ввозных таможенных пошлин;

        осуществить анализ действующих торговых режимов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по отношению к третьим странам, выявить имеющиеся различия и достичь договоренности по их унификации;

        разработать единую методологию ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза;

        провести анализ действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле и достичь договоренности об условиях отмены, включая единые правила конкуренции, субсидирования и оказания государственной помощи в других формах.

В части организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории:

Разработать и согласовать с органами государственного контроля План по переносу согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешнюю границу таможенного союза, включающий:

1. мероприятия подготовительного периода, позволяющие начать поэтапный перенос согласованных видов государственного контроля:

        по анализу материально-технической базы на внешней границе таможенного союза и разработке, при необходимости, мероприятий по дополнительному обустройству границы, обеспечивающему необходимую эффективность реализации контрольных функций;

        по оценке унификации методов, процедур и технологий контроля и ее доведению до согласованного контролирующими органами уровня;

        по анализу уровня подготовки персонала, координации работ по повышению его квалификации, обеспечению контроля деятельности персонала;

        по обеспечению обмена необходимой информацией и осуществлению взаимодействия при контроле перемещения по единой таможенной территории товаров и транспортных средств;

        по обеспечению обмена между налоговыми органами информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов;

        дополнительные меры переходного периода, направленные на компенсацию возможных негативных последствий переноса контроля на внешние границы, такие как:

- механизмы взаимодействия контролирующих органов, при осуществлении ими контроля товаров, происходящих из третьих стран;

- План совместных мероприятий, направленный на усиление взаимодействия правоохранительных органов;

2. мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу:

        внедрение единых стандартов материально-технического оснащения внешней границы;

        принятие единой методологии применения форм и методов контроля;

        введение единых стандартов подготовки кадров и оценки их квалификации;

        введение единой интегрированной информационной системы контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории;

        введение единой информационной системы взаимодействия пограничных, таможенных  и налоговых служб, предусматривающей интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств - членов таможенного союза.

Начать реализацию Плана по поэтапному переносу:

- согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза с 1 июля 2009 г. – в части, касающейся российско-белорусской границы;

- согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешнюю границу таможенного союза с 1 сентября 2009 г. – в части касающейся российско-казахстанской границы.

II. Первый этап (срок с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года)

С 1 января 2010 года обеспечить:

        введение единого таможенно-тарифного (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифного регулирования:

-       Единый таможенный тариф;

-       систему мер нетарифного регулирования;

-       передачу Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с принятыми международными договорами;

        начало формирования Комиссией таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;

        отмену действующих ограничительных мер тарифного и нетарифного  характера во взаимной торговле на основе достигнутых договоренностей;

        осуществление совместного контроля товаров на российско-казахстанской границе;

С 1 апреля 2010 года начать:

        опытную эксплуатацию и отладку информационного обмена между таможенными службами для целей контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль внутреннего и международного транзита), а также ведение статистики взаимной торговли;

        использование в тестовом режиме механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин.

III. Второй этап (с1 июля 2010 года)

С 1 июля 2010 года:

        ввести в действие Таможенный кодекс таможенного союза и принятую в его развитие единую методологическую базу:

        осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов в таможенном органе государства - члена таможенного союза, резидентом которого является участник внешнеэкономической деятельности;

        ввести механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;

        обеспечить ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;

        ввести в действие международные договоры в области косвенных налогов и механизмы обмена информацией между налоговыми органами[2];

        отменить таможенное оформление товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации (как происходящих из Республики Беларусь и Российской Федерации, так и происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь и Российской Федерации);

        отменить таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников таможенного союза2;

        перенести все виды государственного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Беларуси и Российской Федерации будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе.

В части администрирования экспорта:

        государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных пошлин;

        суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведены товар;

        государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельно определять и применять меры нетарифного регулирования экспорта отдельных видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);

        возможность проведения самостоятельной политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.

К 1 июля 2011 года:

        перенести согласованные виды государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Казахстан будут осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе;

        завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон.

С 1 июля 2011 года отменить таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.



[1] срок принятия документов, утверждаемых Комиссией таможенного союза, может быть продлен до 1 июня 2010года.

[2] В случае если необходимые механизмы обмена информацией между налоговыми службами будут введены в более поздние сроки, исполнение данного пункта может быть  отложено по  решению Комиссии таможенного союза на более поздний срок, но не позднее 1 июля 2011 года.

 
 
119121, Москва, Смоленский б-р, д.3/5тел. +7 (495) 604-40-38  info@tsouz.ru
[Вход в закрытую зону]