Приложение к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 11 декабря 2009 г. № 25 |
Информация о выполнении решений 23-го и 24-го заседаний Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза)
Решениями 23-го заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств, состоявшегося 9 июня 2009 года в г. Москве, утверждены Этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствии с которыми были даны поручения по реализации предварительного этапа до 1 января 2010 года. Кроме того, Комиссии таможенного союза (далее – Комиссия) поручено инициировать переговорный процесс по присоединению таможенного союза к ВТО в качестве единой таможенной территории.
На 24-м заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств, состоявшемся 27 ноября 2009 года в г. Минске, приняты решения «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», предусматривающие запуск соответствующих механизмов таможенного союза с 1 января 2010 г., и даны необходимые для этого поручения Комиссии. Кроме того, были приняты решения о создании и начале функционирования единой таможенной территории таможенного союза с 1 июля 2010 года, по вопросам организации деятельности Комиссии, формированию Экспертного совета, подписан Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, даны поручения о формировании Специальной рабочей группы уполномоченных представителей Сторон для подготовки его к ратификации, о разработке проекта Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 года № 9 «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и указанными решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года выполнены следующие мероприятия предварительного этапа формирования единой таможенной территории.
1. Утвержден Единый таможенный тариф и Комиссия приняла полномочия по его ведению.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 18 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза со сроком вступления в силу с 1 января 2010 года и передачей Комиссии полномочий по его ведению.
На том же заседании Межгоссовета ЕврАзЭС принято решение о вступлении в силу с 1 января 2010 года:
Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
Протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
Протокола о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Протокола о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.
Утверждены:
Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции;
Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств – членов таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза;
Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом.
В соответствии с принятыми полномочиями Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 было установлено, что в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяются единые ТН ВЭД ТС и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза. Секретариатом Комиссии таможенного союза направлены запросы Сторонам о представлении перечней хозяйствующих субъектов, инвестиционных проектов, ввозимого технологического оборудования, в отношении которых должны предоставляться определенные вышеуказанными решениями льготы по ввозным таможенным пошлинам.
2. Сформирована единая система мер нетарифного регулирования и Комиссии переданы полномочия по их ведению.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшим органом таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 19 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень) и положения о применении ограничений.
На том же заседании Межгоссовета было принято решение о вступлении в силу с 1 января 2010 года:
Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года;
Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года;
Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года.
Тем же решением Межгоссовета Комиссии были переданы полномочия, предусмотренные указанными соглашениями. Комиссия таможенного союза 27 ноября 2009 года приняла решение № 132 о введении в действие Единого перечня и указанных положений с 1 января 2010 года.
Секретариатом Комиссии направлены запросы о представлении Сторонами:
- предложений по разработке проекта единой формы заключения (разрешительного документа), предусмотренного положениями о применении ограничений;
- оснований для введения количественных ограничений в отношении товаров, включенных в Единый перечень.
3. Разработана и одобрена Комиссией Единая методология ведения статистики внешней и взаимной торговли.
Решением Комиссии таможенного союза от 26 ноября 2009 года № 125 одобрена единая методология ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов таможенного союза. Подготовлены к принятию проекты международных договоров по реализации основных положений Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25 января 2008 года:
- Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов таможенного союза;
- Протокол о статусе Центра таможенной статистики таможенного союза.
Вместе с тем, до настоящего времени в Республике Беларусь не завершены внутригосударственные процедуры, необходимые для принятия Протокола о статусе Центра таможенной статистики Комиссии таможенного союза.
В настоящее время завершается разработка технических условий передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли и Инструкции о порядке формирования таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, призванных обеспечить ведение таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли с 1 июля 2010 года.
4. Разработаны и подготовлены к принятию на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств 11 декабря 2009 года проекты международных договоров в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер:
- Соглашения таможенного союза по санитарным мерам;
- Соглашения таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам;
- Соглашения таможенного союза о карантине растений.
Кроме того, в условиях сохранения национального законодательства в области технического регулирования до принятия технических регламентов ЕврАзЭС, в целях устранения технических барьеров во взаимной торговле на основе взаимного признания разрешительных документов разработаны и подготовлены к принятию проекты международных договоров:
- Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза;
- Соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия.
В целях реализации каждого из указанных международных договоров и передачи Комиссии определяемых этими договорами полномочий подготовлены проекты:
- Плана мероприятий по реализации указанных соглашений в сфере технического регулирования;
- решений Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств по вопросам технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
5. Разработаны и подготовлены к принятию международные договоры по взиманию НДС и акцизов на территории таможенного союза в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля.
В целях реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года разработаны и подготовлены для подписания проекты:
Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе;
Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе;
Протокола о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года.
Указанные Протоколы направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают унификацию перечня документов, порядка и сроков возврата НДС по экспортным операциям, а также организацию информационного обмена между налоговыми органами.
6. В целях обеспечения обмена между налоговыми органами информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов, разработаны и подготовлены для подписания руководителями налоговых служб Сторон межведомственные проекты:
Протокола об обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов между налоговыми органами государств – членов таможенного союза;
Формы заявления и Правил (порядка) заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Данными документами предусматриваются процедуры ежемесячного обмена информацией между налоговыми органами Сторон о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств – членов таможенного союза, в форме реестров Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также взаимных запросов о предоставлении дополнительной информации. Реализация этих процедур потребует создания электронной системы передачи данных и дополнительного технического оснащения налоговых служб.
В перспективе, для перехода на единый носитель информации, предполагается разработать мероприятия по стыковке информационных систем налоговых служб, а также по применению единых средств защиты информации при ее передаче по электронным каналам связи. Для этого осуществляется подготовка ряда проектов межведомственных соглашений.
7. Разработаны и утверждены Комиссией таможенного союза Планы по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза (в части белорусско-российской границы – Решением Комиссии от 25 сентября 2009 года № 94, в части казахстанско-российской границе – Решением Комиссии от 21 октября 2009 года № 106).
В этих планах предусмотрены мероприятия по анализу материально-технической базы на внешней границе таможенного союза, разработке предложений по дополнительному обустройству границы, обеспечивающих необходимую эффективность реализации контрольных функций, по дополнительной оценке технического оснащения и обустройства, технических и технологических возможностей, аппаратного и программного обеспечения пунктов пропуска, расположенных на внешней границе единой таможенной территории таможенного союза.
8. В целях обеспечения обмена необходимой информацией и осуществления взаимодействия при контроле перемещения по единой таможенной территории товаров и транспортных средств, а также введения единых информационных систем этого контроля и взаимодействия пограничных, таможенных и налоговых служб, предусматривающих интеграцию информационных систем других контролирующих органов государств – членов таможенного союза, разработана и одобрена Комиссией Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органом таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 22 главам правительств государств – членов таможенного союза поручено утвердить данную Концепцию одновременно с принятием Соглашения о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза, которое разрабатывается в соответствии с Решением Комиссии от 25 сентября 2009 г. № 89.
В настоящее время указанные документы проходят внутригосударственные согласования. Вместе с тем, аналогичные национальные информационные системы параллельно разрабатываются в государствах – членах таможенного союза, отвлекая значительные силы и средства большого числа государственных ведомств. При этом в условиях прекращения с 1 июля 2010 года таможенного оформления на внутренних государственных границах таможенного союза, эффективная работа этих национальных систем обеспечена быть не может. В то же время создание Интегрированной информационной системы таможенного союза потребует больших организационно-технологических усилий и значительных финансовых затрат, которые не предусмотрены сметой расходов Комиссии и государственными бюджетами Сторон на 2010 год.
Исходя из изложенного, для реализации данного положения Этапов и сроков формирования единой таможенной территории необходимо объединить под методологическим руководством и при координирующей роли Комиссии таможенного союза процессы разработки Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза и национальных информационных систем взаимодействия пограничных, таможенных и налоговых и других контролирующих органов государств – членов таможенного союза. При этом для обеспечения оптимального использования ресурсов государств – членов таможенного союза следует предусмотреть применение Сторонами единой программно-технической платформы для обмена необходимой информацией и осуществления взаимодействия при контроле перемещения по единой таможенной территории товаров и транспортных средств. Для оптимизации решения этих задач необходимо определить генерального заказчика Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза, функции которого целесообразно возложить на Комиссию таможенного союза
В целях правового обеспечения информационного обмена разработан и проходит внутригосударственные согласования проект Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле.
9. Осуществляется анализ действующих торговых режимов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по отношению к третьим странам, разработан и подготовлен к принятию проект Концепции унификации торговых режимов государств-участников таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с третьими странами.
Секретариатом Комиссии таможенного союза на основании информации Сторон подготовлена сводная информация о действующих торговых соглашениях государства – членов таможенного союза, устанавливающих режимы наибольшего благоприятствования и свободной торговли с третьими странами.
Подготовлена информация о международных соглашениях, в соответствии с которыми предоставляются льготы третьим странам или устанавливаются особые условия торговли отдельными видами товаров, с целью ее анализа и корректировки.
Разработаны проекты Концепции унификации торговых режимов государств – членов таможенного союза с третьими странами, Меморандума о Едином перечне товаров, ввозимых на таможенную территорию государств – членов таможенного союза из государств – участников СНГ и подпадающих под изъятия из режима свободной торговли товарами. Кроме того, подготовлены предложения в отношении дальнейших действий Сторон по унификации торговых режимов, включая формирование единой переговорной позиции на переговорах по Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ, проведение переговоров о распространении режима свободной торговли России с некоторыми странами на все государства –члены таможенного союза.
В связи с необходимостью учета международных обязательств государств – членов таможенного союза в работе органов таможенного союза подготовлен проект решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств «Об учете международных обязательств государств – участников таможенного союза в рамках ЕврАзЭС при принятии решений органами таможенного союза».
10. Проведен анализ действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле.
Проведен анализ состояния национальной нормативно-правовой базы Сторон в сфере действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле и подготовлена сводная информация таких мер, на основании которой 26 ноября 2009 года Комиссия приняла решение (№ 127) поручить правительствам Сторон и Секретариату Комиссии таможенного союза представить в срок до 1 марта 2010 года предложения об их поэтапной отмене.
11. Принятие Таможенного кодекса таможенного союза.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 17 принят Договор о Таможенном Кодексе таможенного союза и утвержден План мероприятий по введению его в действие, предусматривающий разработку международных соглашений и проектов решений Комиссии таможенного союза, определяющих единые условия применения правил декларирования товаров, единые формы таможенных документов, единые правила начисления и взимания таможенных платежей. Тем же решением поручено сформировать Специальную рабочую группу уполномоченных представителей Сторон, состав которой планируется утвердить на очередном заседании Комиссии таможенного союза 11 декабря 2009 года.
12. В целях разработки механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, создана экспертная группа, которой поручено подготовить соответствующий проект межправительственного соглашения. Решением Комиссии таможенного союза от 12 августа 2009 года № 67 принят за основу механизм, который предусматривает открытие транзитных счетов в национальных валютах в каждом государстве – члене таможенного союза с целью зачисления сумм ввозных таможенных пошлин с их последующим распределением национальными казначействами государств путем перечисления соответствующих сумм в бюджеты Сторон. Для его детальной проработки Комиссия таможенного союза решением от 26 ноября 2009 года № 120 обратилась с просьбой к центральным (национальным) банкам государств – членов таможенного союза, а также министерствам финансов Сторон провести совместное совещание по вопросам определения подходов к расчету нормативов распределения ввозных таможенных пошлин, а также по предотвращению возможных негативных макроэкономических последствий перечисления сумм ввозных таможенных пошлин в «мягких» валютах. Этим же решением дано поручение указанной экспертной группе о внесении проекта Соглашения на рассмотрение заседания Комиссии таможенного союза в январе 2010 года.
нормативно-правовой базы; организация поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории) первая выполнена, за исключением разработки механизма зачисления и распределения таможенных пошлин, которую планируется завершить в первом квартале 2010 года. Выполнение второй задачи ведется в соответствии с планами, утвержденными Комиссией.
При этом мероприятия по оценке унификации и принятию единой методологии форм, процедур и технологий переносимых видов государственного контроля и ее доведению до согласованного контролирующими органами уровня в настоящее время ведутся в формате взаимодействия заинтересованных ведомств и, по мнению Секретариата, нуждаются в координации и контроле со стороны Комиссии.
Определенное отставание наметилось в отношении проведения мероприятий:
- по обеспечению обмена необходимой информацией и осуществлению взаимодействия при контроле перемещения по единой таможенной территории товаров и транспортных средств;
- по введению единой интегрированной информационной системы контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории;
- по введению единой информационной системы взаимодействия пограничных, таможенных и налоговых служб, предусматривающей интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств – членов таможенного союза.
Причиной отставания является нерешенность вопросов: взаимного доступа контролирующих органов Сторон к первичной информации, правового обеспечения обмена электронными документами, единого руководства процессами межведомственного и межгосударственного согласования принимаемых решений, финансирования необходимых работ. Для их устранения необходимо завершить согласование Сторонами Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза и придать Комиссии функцию ее генерального заказчика, образовав соответствующее структурное подразделение в составе Секретариата и выделив ресурсы, необходимые для ее разработки и введения в действие. Следует также ускорить согласование Сторонами и принятие проектов соглашений «О применении информационных технологий при обмене электронным документами во внешней и взаимной торговле» и «О создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза», решив вопрос о взаимном доступе контролирующих органов Сторон к первичной информации, включая базы данных по грузовым таможенным декларациям. Решение этого вопроса критически важно также для обеспечения взаимного доверия Сторон и защиты от коррупции в сфере регулирования внешней и взаимной торговли таможенного союза.
Во исполнение Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 9 июня 2009 года № 10 «О формировании Единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединении таможенного союза к Всемирной торговой организации» решением Комиссии от 12 августа 2009 года № 70 сформирована единая переговорная делегация Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по вопросам присоединения к ВТО. Решением Комиссии от 25 сентября 2009 года № 90 утверждены директивы, состав единой переговорной делегации и график ее работы.
Во исполнение Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 15 «О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза»:
- разработан проект положения «О Комитете по вопросам регулирования внешней торговли», который будет рассмотрен на очередном заседании Комиссии 11 декабря 2009 года;
- создан официальный сайт Комиссии таможенного союза – официальный источник опубликования решений и материалов органов Таможенного союза;
- проводятся мероприятия по регистрации печатного издания «Вестник Таможенного союза».
Подготовлен проект Статута Суда ЕврАзЭС, которым в соответствии с Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года предусмотрено расширение компетенции Суда ЕврАзЭС по рассмотрению дел в рамках таможенного союза.
Во исполнение решения Межгоссовета (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года № 20 на очередном заседании Комиссии 11 декабря 2009 г. планируется утверждение штатного расписания Секретариата на 2010 год с учетом поэтапного формирования его кадрового состава.
Во исполнение решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 16, предусматривающем образование Экспертного совета, Сторонами готовятся предложения по формированию его состава.
Во исполнение поручения Межгоссовета (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года № 23 «О формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» подготовлены проекты Плана действий по формированию Единого экономического пространства (далее ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также уточненного перечня разрабатываемых проектов документов по формированию договорно-правовой базы ЕЭП, которые будут рассмотрены на предстоящем заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 11 декабря 2009 года в г. Санкт-Петербурге.