Уважаемые коллеги!
Благодарю вас за приглашение выступить.
Это, практически мое первое публичное выступление в профильной аудитории в статусе Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии. И это, прежде всего, про наше будущее, о котором я еще скажу чуть позже.
В то же время, тематикой экономической интеграции я непосредственно занимаюсь с 2000 года. И мне приятно видеть здесь многих из тех, с кем в то время довелось поддерживать активный содержательный диалог. Поэтому нынешнее назначение в какой-то степени для меня – ситуация «назад в будущее». Что, как минимум означает, что надо «помнить все».
СНГ, безусловно, уникальная площадка. Нет другой постсоветской организованности, которая могла бы служить площадкой политического диалога лидеров наших стран.
Что касается экономической составляющей СНГ, здесь в полной мере отразилась вся сложная палитра нашего взаимодействия.
С одной стороны, история и трудности, которые переживали национальные экономики наших стран в 90-е годы. С другой стороны, наличие глубоких связей на уровне хозяйства и экономик наших стран. Наконец, необходимость найти формат, который позволял бы использовать доставшиеся нам естественные преимущества в новой исторической реальности.
Мы пытались это сделать постоянно. Назвать многочисленные попытки успешными нельзя. В том числе, потому что формат Зоны свободной торговли существовал и существует, по-прежнему, прежде всего на базе двусторонних договоренностей, с недостаточно систематизированной базой, изъятиями и ограничениями.
Впервые серьезно вопрос встал на повестку дня в 1994 году, затем в 1999-м.
Надо не забывать, что перед 1999 годом был 1998 год – мощнейший региональный кризис на постсоветском пространстве, тяжелейший для нас.
Тем не менее, попытки создания зоны свободной торговли в многостороннем формате не останавливались. Понятно, что были трудности, страны занимались выстраиванием национальных законодательств.
С другой стороны искали себя в глобальном контексте – в связи с проблематикой ВТО.
Эта работа заняла долгие годы, и все же в конце 2011 года в Петербурге был подписан фундаментальный Договор о зоне свободной торговли в СНГ. Он полностью отвечает требованиям нового времени, который будет лежать в основе торгово-экономических отношений стран Содружества независимых государств.
Надеемся, он будет в кратчайшие сроки ратифицирован всеми сторонами-участницами и будет расширяться сточки зрения участников.
Параллельно, с того же 1994 года, сформировалась группа государств, готовых двигаться к более тесной интеграции. И с 1995 года этот процесс начал насыщаться договорной базой не на двусторонней, но на многосторонней основе. В результате в 1999 году 5 стран: Казахстан, Беларусь, Россия, Киргизия и Таджикистан; подписали рамочный Договор, который провозгласил намерение создать Таможенный Союз и Единое экономическое пространство. Но не было создано организации.
Поэтому следом в беспрецедентно короткие сроки (10 октября 2000 года) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕвраАзЭС) – в статусе международной организации.
Она занялась планом реализации задач по созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Интерес со стороны стран СНГ был очевиден. Именно тогда Украина стала наблюдателем, наряду с Молдавией и Арменией.
Этот интерес вылился в создание группы высокого уровня из вице-премьеров, которая начала работать над пакетом по созданию Единого экономического пространства на четверых: Украина, Казахстан, Беларусь и Россия.
По замыслу сторон ЕврАзЭС и ЕЭП должны были развиваться скоординированно, а не противоречить друг другу.
В начале 2003 Президенты договорились о ЕЭП и к концу года было подготовлено и подписано Соглашение в формате четверки.
Группа работала 2 года. Ежемесячно проходили встречи, эксперты работали в постоянном режиме. Благодаря этому была подготовлена структура, требования и сами проекты документов для создания ЕЭП.
Несмотря на то, что впоследствии Украина вышла из этого процесса, был создан серьезный задел. Поэтому три оставшихся участника приняли решение двигаться дальше. И в 2006 году Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял ключевое решение о создании Таможенного союза в составе трех государств, готовых к этому – Беларуси, России и Казахстана.
То есть внутри ЕврАзЭС был сформирован авангард интеграции, который двинулся вперед для формирования качественно нового плацдарма виде Таможенного союза. С тем пониманием, что когда этот плацдарм будет создан, остальные участники ЕврАзЭС – смогут подтянуться.
А дальше наступил глобальный экономический кризис. И мы подошли к принципиальной развилке:
- либо позволить экономикам наших стран продолжать колебаться по отдельности вместе с флуктуациями мировой экономики;
- либо в ускоренном режиме двигаться в сторону углубления интеграции, способной сделать нас устойчивее.
Мы выбрали второй путь и это не случайно. Регионализация во всем мире стала единственным ответом кризису глобализации как единственной модели развития.
Поскольку других фундаментальных драйверов роста экономики не наблюдается, интеграция, снятие барьеров и ограничений, формирование единого рынка – единственный такой драйвер. Поток свежего воздуха, способный вдохнуть новые силы в экономики наших стран.
Регионализация укрепляется и нарастает. Появляются новые центры. Поэтому мы не просто выбрали этот путь, но приняли решение о существенном ускорении этого процесса.
В результате за последние четыре года произошел качественный сдвиг – заработал Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. На территории трех стран применяются нормы единого Таможенного кодекса, действует Единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, единое правовое поле в области технического регулирования.
И уже видны конкретные результаты.
Справочно:
Объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов Таможенного союза во взаимной торговле, составил в 2011 году 62,3 млрд. долларов. По сравнению с 2010 годом объем взаимной торговли увеличились на 35,9%.
Темп роста взаимной торговли почти на 3% выше, чем темп роста внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами за тот же период. Товарная структура взаимной торговли более эффективна, чем товарная структура внешней торговли с третьими странами. Большую долю занимает продукция с высокой степенью переработки. Так, если во внешней торговле 72,6% экспорта приходится на минеральные продукты, то во взаимной торговле – только 41,1%.
С 1 января 2012 года мы приступили к следующему этапу – формированию Единого экономического пространства.
В этом смысле авангард-тройка не просто выполнила, но и перевыполнила задачу, выйдя на формирование ЕЭП. И сегодня, практически вся законодательная правовая база ЕврАзЭС – это нормативная база Таможенного союза и ЕЭП.
Президенты вчера провели очень важный саммит. Состоялся детальный и порой острый разговор. Подтверждена задача не позднее 2015 года выйти на подписание всеобъемлющего договора о Евразийском экономическом союзе.
Уже сейчас Правительствам стран и Комиссии поручено начать работу по реорганизации ЕврАзЭС и доложить о результатах на очередном заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств.
Мы не просто должны устранить дублирование структур и институтов, но наполнить его новым содержанием.
Сегодня Евразийская интеграция вышла на качественно новый уровень. Выстроена системная, структурированная работа.
На наднациональный уровень поэтапно передаются новые полномочия.
Решением Президентов трех стран создана Евразийская экономическая комиссия, которая будет самостоятельно принимать решения, как профессиональный орган. Рабочим органом ЕЭК становится Коллегия, куда стороны делегировали своих представителей, министров по важнейшим направлениям сотрудничества.
ЕЭК – по ключевым позициям первая, беспрецедентная структура на постсоветском пространстве.
И по статусу – наднациональный орган, и по объему полномочий, и по заданным логикой интеграции темпам работы – по сути, нам предстоит пройти путь коллег из Евросоюза в разы быстрее.
В соответствии с решением Президентов с 1 февраля 2012 года Коллегия в полном составе приступила к работе. Заседания проходят в еженедельном режиме.
Работа только начинается. В ближайшие несколько лет мы хотим создать новое по качеству интеграционное экономическое объединение. В итоге должен в полном объеме заработать единый рынок товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.
К 2015 году должна быть завершена кодификация нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Систематизация законодательства, качественная переработка действующих норм, устранение несогласованностей, восполнение пробелов и отмена устаревших норм. Кодификация не означает, что ранее достигнутые договоренности пересматриваются.
Напротив, они приобретают систематизированный вид, приводятся к общему знаменателю.
В эти же сроки предстоит перевести в практическую плоскость все существующие между странами соглашения в макроэкономике и финансах, транспорте и энергетике, торговле и инвестициях, промышленном и агропромышленном комплексах.
Это означает, что в их развитие должно быть принято несколько десятков документов, в том числе, прямого действия.
На основе кодификации мы рассчитываем выйти на подписание всеобъемлющего договора о Евразийском экономическом союзе.
Что все это означает для бизнеса? Создание единого рынка в 165 млн. потребителей с унифицированным законодательством, свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Гармонизированного с точки зрения макроэкономической политики, правил конкуренции, системы технического регулирования, транспорта, тарифов естественных монополий, сельскохозяйственных и промышленных субсидий.
Единое экономическое пространство формирует прозрачные и понятные правила игры на территории трех стран. Бизнесу в рамках ЕЭП предоставляется национальный режим, то есть одинаковые правила независимо от того, является ли компания российской, белорусской или казахстанской.
Эффективность принятых Комиссией решений для развития бизнеса трех стран мы считаем важнейшей задачей и критерием нашей работы.
В целях обеспечения эффективного процесса выработки решений создана первая очередь консультативных органов Комиссии: консультативные комитеты по торговле, техническому регулированию, налоговой политике. Комитеты уже ведут активную работу.
Более того, идет работа над созданием Консультативного Совета – коммуникативной площадки взаимодействия с бизнесом, на которой мы бы могли в открытом формате синхронизировать действия и актуализировать проблемы с тем, чтобы оперативно вырабатывать адекватные решения.
В рамках Совета мы планируем создать секции по направлениям: общие вопросы интеграции, таможенно-тарифное и технического регулирование, торговая и инвестиционная политика, сельское хозяйство, финансово-кредитная и транспортная политика, регулирование рынков труда и другие. Все заинтересованные в работе – найдут себе место.
Уверен, что развитие Таможенного союза и Единого экономического пространства будет связано с большим количеством интересных для бизнеса проектов.
Мы не собирается замыкаться на решении исключительно внутренних вопросов. Комиссия настроена на активные контакты в формате СНГ и других международных организаций, где наши члены не являются участниками. Нам важно, чтобы наше объединение активно участвовало в формировании международной экономической повестки дня.
Не надо создавать «территории за забором». Наоборот, цель – сделать за счет интеграции наши страны сильнее и в этом качестве выступать за пределами регионального пространства. При этом свободное движение товаров конечно важно. Но еще важнее движение капиталов и инвестиционная устойчивость новых проектов в разных отраслях (химии, автопроме, энергетике, металлургии, фарме и т.д.), которые могут выступать со своим продуктом на мировом рынке.
Безусловно, Комиссия готова к развитию диалога, представляющего взаимный интерес для бизнеса Евразийского и, безусловно, среди первых – Европейского пространства.
Глобальный кризис показал, что ни европейские экономики, ни экономики стран Евразии по отдельности не имеют достаточного запаса прочности.
В последние годы мы видели примеры, когда некоторые государства активно стремились вступить в ЕС в расчете, прежде всего, на ответную финансовую подпитку.
Сегодня мы видим, что такая постановка вопроса более неактуальна.
Тенденция к деиндустриализации, присущая Европе в последние десятилетия, создает дополнительные риски, снижает устойчивость ее экономики. Это ставит на повестку дня Евросоюза вопрос стимулирования новой волны экономического роста, индустриализации европейского континента.
И в этой работе страны Таможенного союза и Европа – естественные партнеры, органично дополняющие друг друга.
Европейский союз основной торгово-экономический партнер стран Таможенного союза – это более 50% (55,5%) экспорта и более 40% (44%) – импорта. В свою очередь, для Евросоюза – Таможенный союз – третий торговый партнер (11% объема внешней торговли) после США (13,8%) и Китая (13,3%).
Справочно:
По объему продаж товаров на рынке Евросоюза Таможенный союз, доля которого составляет 13,8% общего объема импорта стран ЕС, занимает второе место после Китая (17,3%), опережая Соединенные Штаты (10,9%). Доля Таможенного союза в экспорте ЕС составила 7,9% (третье место после США (17%) и Китая (8,9%)).
Я уверен, что такое качество отношений сохранится и впредь. Для этого есть все объективные предпосылки: будь то экономика, политика или общая история.
По моему глубокому убеждению, на этом направлении нет, и не может быть никакой дилеммы развития интеграции.
Мы стремимся к тому, чтобы у нас с Евросоюзом было общее экономическое пространство, основанное на гармонизированной нормативно-правовой базе.
Двусторонние отношения с ЕС при этом также впредь будут строиться с учетом интеграционных процессов.
Например, сегодня в активной фазе находятся переговоры между Россией и Евросоюзом по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве в Европе (одним из базовых условий было завершение переговорного процесса по вступлению России в ВТО). Мы понимаем, что в том числе и эта работа, безусловно, не обойдется без учета развития Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Просто потому, что отдельное государство, в данном случае, Россия уже не покрывает самостоятельно все направления регулирования внешнеэкономической деятельности, связанные с реализацией такого соглашения. Большой пласт полномочий уже передан на уровень ЕЭК. И этот процесс продолжается.
Евросоюз для нас не только естественный партнер, но и источник полезного опыта. Современные проблемы ЕС – это следствие.
А причина такова: в логике евроинтеграции в какой-то момент произошел переворот от экономической, к политической мотивации.
Тем не менее, мы уверены, что у ЕС, как у интеграционного проекта, большое будущее.
Сегодня наши европейские коллеги, сосредоточившись на решении своих внутренних проблем, делают все возможное, чтобы пройти текущий тяжелый период без радикальных последствий.
Отсюда вытекает несколько важных для нас уроков на будущее.
Первое. Расширение интеграционного объединения должно базироваться, в первую очередь, на прагматических, а не эмоционально-политических интересах.
Второе. Даже во время кризиса европейцы ищут выход из него путем усиления интеграции, а не отказа от нее.
Возвращаясь к площадке СНГ…
Еще раз хочу подчеркнуть совсем недавно был подписан ключевой Договор о создании Зоны свободной торговли в СНГ – ЗСТ. Думаю, что есть все предпосылке в дальнейшем дополнить его, например тематикой технического регулирования и другими. Создать, образно говоря, ЗСТ-«плюс» и двигаться дальше к формированию общего экономического пространства.
В этой связи при соответствующем желании и нормальном уровне взаимодействия работы впереди много и мы к ней готовы. Спасибо за внимание.