Круглый стол входит в серию подобного рода мероприятий, посвященных разъяснению единой конкурентной политики и ее значения для эффективного функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Круглый стол организован Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).
На круглом столе выступили с докладами Член Коллегии - Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов, сотрудники Департамента конкурентной политики и политики в области государственных (муниципальных) закупок и Департамента антимонопольного регулирования, Депутаты Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, руководители центральных и местных государственных органов власти Беларуси, Казахстана и России, представители международных организаций и интеграционных объединений, а так же бизнес-сообщества.
В ходе круглого стола были рассмотрены проблемы обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства стран-участниц Таможенного союза, в первую очередь, на трансграничных рынках топливно-энергетического комплекса (электроэнергия, горюче-смазочные материалы, газ и т.д.), гармонизации и совершенствования законодательства каждой из трех стран в области конкурентной политики, включая предложения по снятию барьеров при вхождении субъектов предпринимательства сторон на товарные рынки ЕЭП, недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов к товарным рынкам.
«Основные направления формирования единой конкурентной политики в рамках ЕЭП включают в себя антимонопольное регулирование, ценовое регулирование, в том числе контроль за введением государственного ценового регулирования, а также государственные и муниципальные закупки», - подчеркнул Член Коллегии – Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов.
Первоочередные задачи по антимонопольному регулированию:
• Гармонизация законодательства Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь в области конкурентной политики;
• Установление перечня нормативных правовых актов государств-членов ЕЭП, подлежащих сближению, последовательность мер по гармонизации и сроки приведения законодательства в соответствие с едиными принципами правилами конкуренции ЕЭП
• Принятие нормативных правовых актов ЕЭП, необходимых для пресечения ЕЭК нарушений правил конкуренции на трансграничных рынках на наднациональном уровне
• Разработка Модельного закона о конкуренции
• Проработка вопроса о принятии Антимонопольного кодекса ЕЭП.
По словам Нурлана Алдабергенова, «одна из первоочередных задач гармонизации конкурентного законодательства является свободное передвижение товаров, снятие барьеров и одинаковые подходы в вопросах конкурентной политики. Работу в области гармонизации законодательства трех стран в сфере конкурентной политики - мы планируем завершить до июля 2013 года».
В октябре следующего года главами государств должен быть принят документ, который зафиксирует факт исполнения требований о полном завершении гармонизации законодательства трех стран, необходимой для передачи полномочий Комиссии по расследованию в части злоупотребления доминирующим положением, недобросовестной конкуренции и антиконкурентных соглашений, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.
Руководители национальных антимонопольных органов Беларуси, Казахстана и России проинформировали участников круглого стола о результатах проводимой работы, в том числе в области гармонизации антимонопольного законодательства.
Справочно: ЕЭК создана решением президентов Республики Беларусь и Республики Казахстан Российской Федерации в конце 2011 года, как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.
ЕЭК имеет статус наднационального органа управления, не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран.