30 июля 2012 г. в г. Караганде прошел круглый стол на тему «Единая конкурентная политика – необходимое условие формирования и эффективного функционирования Единого экономического пространства»
Круглый стол организован и проведен Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции при поддержке Акимата Карагандинской области. В торжественной части мероприятия приняли участие Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Серик Ахметов, Член Коллегии - Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов, Председатель Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Габидулла Абдрахимов, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя антимонопольного органа Республики Беларусь Иван Трепенок, депутаты Парламента Республики Казахстан.
С 1 января заработало Единое экономическое пространство. С начала деятельности Таможенного союза значительно вырос товарооборот между странами. Взаимный товарооборот вырос на 32% в 2011 году по сравнению с 2010, товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью за тот же период вырос на 22%, товарооборот Казахстана с Россией увеличился на 24%.
Представители казахстанского бизнеса рассказали о деятельности своих компаний в рамках новых конкурентных условий в результате создания и функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП).
«Основные направления формирования единой конкурентной политики в рамках ЕЭП включают в себя антимонопольное регулирование, ценовое регулирование, в том числе контроль за введением государственного ценового регулирования, а также государственные и муниципальные закупки», - отметил Член Коллегии - Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов.
Первоочередные задачи по антимонопольному регулированию:
• Гармонизация законодательства Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь в области конкурентной политики;
• Установление перечня нормативных правовых актов государств-членов ЕЭП, подлежащих сближению, последовательность мер по гармонизации и сроки приведения законодательства в соответствие с едиными принципами правилами конкуренции ЕЭП
• Принятие нормативных правовых актов ЕЭП, необходимых для пресечения ЕЭК нарушений правил конкуренции на трансграничных рынках на наднациональном уровне
• Разработка Модельного закона о конкуренции
• Проработка вопроса о принятии Антимонопольного кодекса ЕЭП.
В рамках круглого стола были обсуждены вопросы различий в конкурентном законодательстве трех стран (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации) и приведены примеры мирового опыта.
«Одна из первоочередных задач гармонизации конкурентного законодательства является свободное передвижение товаров, снятие барьеров и одинаковые подходы в вопросах конкурентной политики. Работу в области гармонизации законодательства трех стран в сфере конкурентной политики - мы планируем завершить до июля 2013 года», - подчеркнул Нурлан Алдабергенов.
В октябре следующего года главами государств должен быть принят документ, который зафиксирует факт исполнения требований о полном завершении гармонизации законодательства трех стран, необходимой для передачи полномочий Комиссии по расследованию в части злоупотребления доминирующим положением, недобросовестной конкуренции и антиконкурентных соглашений, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.
В результате обсуждения Евразийской экономической комиссией был предложен механизм устранения административных барьеров для казахстанского бизнеса по доступу к рынкам России и Беларуси: под руководством Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции с привлечением некоммерческой организации АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» и участием бизнес-сообщества создается рабочая группа, которая по результатам анализа законодательств России и Беларуси вырабатывает предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты этих стран и направляет их в ЕЭК и Правительство Республики Казахстан.
Отдельно на круглом столе были подняты вопросы: тарифов на электроэнергию и цен на ГСМ в приграничных областях Казахстана и России; равных условий предоставления услуг сотовой связи в роуминге; параллельного импорта.
Руководители национальных антимонопольных органов Беларуси, Казахстана и России проинформировали участников круглого стола о результатах проводимой работы, в том числе в области гармонизации антимонопольного законодательства.
Участниками круглого стола было предложено подписание Меморандума о сотрудничестве национальных антимонопольных органов, Евразийской экономической комиссии, деловых кругов и бизнес-сообщества стран-членов Единого экономического пространства.