Европейская Экономическая Комиссия ООН, Комиссия Таможенного союза и Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества 7-8 апреля 2011 года провели Международную конференцию «Единое окно», обмен данными, межведомственное и государственно-частное сотрудничество при упрощении процедур торговли».
Среди вынесенных на обсуждение участниками конференции вопросов - правовые аспекты межведомственного и государственно-частного сотрудничества при упрощении процедур торговли, опыт экспертов и бизнес-сообщества в упрощении процедур торговли и «единого окна», вопросы обмена данными и классификации при осуществлении торговли в рамках Таможенного союза и Евросоюза, проблемы совершенствования таможенных процедур и другие вопросы. Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается заметное укрепление взаимодействия России с партнерами в ЕЭК ООН в вопросах упрощения торговли. В частности, при экспертном содействии Комиссии ведется активная работа по созданию «единого окна» в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. На прошедшей в Женеве сессии ЕЭК ООН было отмечено, что успешная реализация этого проекта даст серьезный толчок ускоренной интеграции внутри Таможенного союза и, как следствие, внутри всего евроазиатского региона.
Как подчеркнули участники конференции, в современных условиях функционирования Таможенного союза вопросы интеграции процессов внешней и взаимной торговли и, как следствие, интеграции транспортных комплексов государств-членов становятся особенно актуальными. Все издержки и несогласованности на наднациональном и ведомственном уровне отрицательно сказываются на практических проектах организации транзитных мультимодальных перевозок, экспортно-импортных операций, обеспечивающих процессов. Именно поэтому комплексное информационное обеспечение транспортно-логистических процессов, быстрая оценка информации, принятие на её основе превентивных управленческих решений позволит реализовать новое качество транспортных услуг на территории Таможенного союза. Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение этой цели, является взаимодействие информационных систем всех субъектов логистических цепочек транспортных процессов, и получение интегральной информации в любом требуемом разрезе на любом уровне детализации.
Задачу создания единой информационной среды, «единого окна» обслуживающего интегральные логистические потоки можно решить, создав единые корпоративные правила работы, опирающиеся на существующее отечественное и международное законодательство и научно-методический потенциал, не противоречащие им, но эффективно их дополняющие. На это нормативно-правовое поле должны опираться организационно-технологические решения - взаимные договора, соглашения, технологические модели, регламенты, корпоративные стандарты, процедуры взаимодействия участников и пр.
С помощью предложенных участниками заседания механизмов становится возможным осуществление эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, оптимизация таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля.
Итогом обсуждения на двухдневной конференции стало принятие рекомендаций, очерчивающих алгоритм действий по организации межведомственного и государственно-частного сотрудничества для создания «единого окна» и упрощения процедур торговли. Важнейшей из них является четкое намерение обратиться к правительствам государств-членов Таможенного союза с тем, чтобы придать этой работе статус национального проекта в разных странах с перспективой его дальнейшего расширения в рамках построения Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.