20 марта в Москве Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов принял участие в конференции «Устранение административных барьеров, оптимизация государственного контроля и противодействие коррупции». Мероприятие было организовано Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в рамках ежегодной Недели российского бизнеса.
Участниками конференции стали представители ЕЭК, государственных органов власти РФ, экспертного сообщества, предприниматели России, Казахстана и Беларуси. На конференции обсуждались задачи государства и бизнеса по снижению административных барьеров и оптимизации контрольно-надзорной деятельности, международные стандарты и корпоративные практики противодействия коррупции.
Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов выступил с докладом на тему «Деятельность ЕЭК по устранению избыточных административных барьеров и снятию ограничений во взаимной торговле на территории ТС и ЕЭП». В своем выступлении он отметил близость тематики конференции той деятельности, целям и задачам, которые Евразийская экономическая комиссия решает сегодня. «Интеграционный локомотив движется с достаточно большой скоростью; он доказал свою эффективность, показателем чего являются цифры взаимной торговли, рост взаимных инвестиций, тот большой интерес, который целый ряд стран проявляет как к присоединению к Таможенному союзу, так и к установлению преференциальных торговых отношений со странами ТС», - заявил Министр.
Так, за первые два года функционирования Таможенного союза взаимная торговля выросла в два раза. С 2011 на 2012 год рост замедлился и составил чуть более 8% в связи с низкой базой 2009 года и исчерпанием потенциала такого интеграционного инструмента как ликвидация таможенных границ между странами-членами ТС. Помимо этого, снижение темпов роста взаимной торговли стран ТС связано со структурой экономики трех стран: преобладающей составляющей во взаимной торговле трех стран по-прежнему являются сырьевые товары. По мнению Министра, перед правительствами и бизнес-сообществом Беларуси, Казахстана, России в настоящее время стоит задача по диверсификации экономики и торговых потоков. Он также отметил, что, если для сырьевых товаров практически не существует административных барьеров, то для товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции они продолжают оставаться.
Поэтому для более эффективной экономической интеграции и развития торговли, по словам Т. Сулейменова, необходимо устранить административные барьеры на национальном уровне, в том числе те барьеры, которые существуют между странами. 21 декабря 2012 года главы государств Беларуси, Казахстана и России дали поручение правительствам и ЕЭК обеспечить последовательную ликвидацию оставшихся барьеров на пути движения товаров, капитала, рабочей силы и услуг. Член Коллегии ЕЭК подчеркнул, что в настоящее время на территории ТС отсутствуют торговые барьеры, но есть административные барьеры, которые необходимо устранять как на национальном, так и на наднациональном уровнях.
Член Коллегии ЕЭК рассказал о взаимодействии ЕЭК с бизнес-сообществом для решения общих задач: рассмотрения проблемных вопросов между участниками рынка ЕЭП, соблюдения принципа равной защиты интересов участников интеграционного процесса, минимизации барьеров в торговле на пространстве ЕЭП. В частности, ЕЭК создала Консультативный совет по взаимодействию ЕЭК и Белорусско-Казахстанско-Российского бизнес-диалога, который является ключевой дискуссионной площадкой для обсуждения стратегических вопросов. Здесь Комиссия как новый наднациональный регулятор будет проводить консультации с бизнесом, вырабатывать решения по всем запросам, которые существуют по направлениям деятельности Комиссии – начиная с торговых отношений, технического регулирования и заканчивая финансовой сферой. Кроме того, в рамках ЕЭК действуют консультативные комитеты, в том числе Консультативный комитет по вопросам предпринимательства – тактический механизм решения проблем бизнеса трех стран. Здесь ЕЭК оперативно решает те или иные вопросы, связанные с устранением барьеров для бизнеса, которые возникают на местах. В рамках ЕЭК функционирует Департамент развития предпринимательской деятельности, целью которого является адвокатирование интересов бизнеса внутри Комиссии, оказание предпринимателям содействия в отстаивании своих прав.
Также член Коллегии ЕЭК Тимур Сулейменов кратко рассказал о структуре, функциях и задачах ЕЭК. Одна из важнейших функций ЕЭК – мониторинг исполнения сторонами тех обязательств, которые они приняли на себя в рамках международных соглашений. Комиссия может проводить консультации со Сторонами – правительством или отдельным государственным органом. В случае недостижения консенсуса ЕЭК имеет право направлять обязательные для исполнения уведомления Сторонам об устранении нарушений международных обязательств, принятых в рамках ТС и ЕЭП.
Министр привел конкретные примеры, когда ЕЭК на практике уже использовала это право. Так, в 2012 году были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации в части исключения требования об осуществлении закупки формы для федеральных органов государственной власти из камвольных тканей исключительно российского производства, которое противоречило положению Соглашения о государственных (муниципальных) закупках о предоставлении национального режима. Посредством проведения консультаций и разъяснительной работы также была разрешена аналогичная ситуация, сложившаяся в Беларуси. Так, в соответствии с Решением Коллегии Минстройархитектуры Беларуси при строительстве, которое осуществлялось за счет бюджетных средств, предписывалось использовать стройматериалы исключительно белорусского производства. Тимур Сулейменов призвал бизнес обращаться в ЕЭК при выявлении административных барьеров: «Ваши проблемы могут быть услышаны не только в правительствах, министерствах экономики, но и на наднациональном уровне. Поскольку мы интегрируемся все больше, усилий одного национального министерства или даже правительства иногда бывает недостаточно».
Министр также рассказал, что ЕЭК осуществляет выработку единых, гармонизированных правил регулирования на рынках отдельных видов товаров. Он проинформировал, что ЕЭК в настоящее время ведет активную работу по подготовке проекта Соглашения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции.
Другой важный вопрос, который в настоящее время прорабатывается в Комиссии, – это введение системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов наднационального уровня. В ближайшее время в непосредственном сотрудничестве с бизнес-сообществом с использованием передового отечественного и международного опыта будет разработана методика проведения ОРВ проектов документов ЕЭК, подчеркнул Министр.
Министром также было отмечено, что проводимая ЕЭК работа по формированию нормативно-правовой базы, внесению соответствующих изменений и дополнений в действующие соглашения осуществляется с учетом интересов предпринимательского сектора государств ЕЭП и будет способствовать углублению взаимодействия бизнес-структур наших стран.