19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств.
В.В.Путин, С.С.Сидорский и К.К.Масимов подписали ряд документов из пакета соглашений по формированию Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.
В частности, были подписаны следующие документы:
Соглашение о согласованной макроэкономической политике;
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции;
Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;
Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей;
Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.
Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода.
Также была утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, Премьер-министр Республики Беларусь С.С.Сидорский и Премьер-министр Республики Казахстан К.К.Масимов по итогам заседания провели совместную пресс-конференцию. Стенограмма пресс-конференции:
В.В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Сегодня мы провели насыщенную, содержательную встречу. Состоялись заседание Совета глав правительств СНГ, встречи в рамках Межгоссовета ЕврАзЭС и Высшего органа Таможенного союза.
Мы с коллегами рассмотрели вопросы, связанные с развитием многостороннего торгово-экономического сотрудничества, научно-технической кооперации, обсудили реализацию ряда крупных совместных проектов.
В целом динамика торговых связей на пространстве СНГ внушает оптимизм. В январе–августе сего года товарооборот между странами Содружества превысил 120 млрд долларов, что на 30% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Важно поддержать набранный темп, использовать для этого все имеющиеся ресурсы.
Помочь в этом призван и новый Договор о зоне свободной торговли в СНГ. Он будет базироваться на нормах и правилах Всемирной торговой организации и заменит устаревшее Соглашение от 1994 года, послужит надёжной правовой основой для углубления делового партнёрства на пространствах Содружества. Завершить работу над этим документом мы договорились до конца текущего года.
Удалось серьёзно продвинуться и по ряду других направлений. В ходе заседания подписано Соглашение о сотрудничестве в области защиты интеллектуальной собственности – планируем тесно координировать усилия в этой важной сфере, оказывать друг другу юридическую помощь, тем самым создать цивилизованную среду для развития инновационного бизнеса, для реализации научных, информационных и творческих проектов.
В этой связи отмечу идею открыть на базе Всероссийского выставочного центра павильоны стран Содружества. Соответствующие соглашения уже подписаны с Белоруссией и Киргизией, ведутся консультации и с другими партнёрами. Практически все проявили интерес к реализации этого проекта.
На мой взгляд, это будут востребованные площадки для налаживания прямых деловых, культурных, научных связей. И, конечно, важно, что мы возрождаем старую, хорошую традицию, что многочисленные гости Москвы смогут больше узнать о сегодняшнем дне стран-соседей, их достижениях, их планах и в сфере экономики, и в культуре.
В ходе встреч в формате ЕврАзЭС акцент был сделан на приоритетных направлениях развития Сообщества. Мы обсудили план соответствующих мероприятий на период 2011–2013 годов. Его реализация позитивно отразится на динамике интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Мы вплотную приблизились к созданию суда ЕврАзЭС, что я считаю особенно важным. Таким образом, в Сообществе будет действовать специализированный орган разрешения споров, доступ к которому получат хозяйствующие субъекты, в том числе и из третьих стран.
Создание этого правового механизма, безусловно, послужит стабильному, устойчивому развитию торгово-экономических связей внутри Сообщества, повышению инвестиционной и деловой привлекательности национальных рынков.
На заседании Высшего органа Таможенного союза акцент был сделан на дальнейшем развитии правовой базы нашего объединения. Мы рассмотрели пакет соглашений, регулирующих применение норм санитарного контроля, а также и антидемпинговых мер в торговле. Выражу, надеюсь, общее мнение: использование таких мер не должно создавать барьеры для торговых связей между тремя государствами.
Безусловно, ключевое значение мы придаём запуску Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. В полном объёме оно должно заработать не позднее 2012 года.
Сейчас наши министерства и ведомства ведут большую подготовительную работу. Буквально в ежедневном режиме согласовывают позиции, ищут взаимоприемлемые развязки. И могу отметить, что на этом пути достигнуты серьёзные, ощутимые успехи. И главное – очевидна общая заинтересованность в достижении поставленных целей.
Скажу вам откровенно, если бы мне сказали года два назад, что мы будем на сегодняшнем рубеже, я в это с трудом бы поверил, потому что работа идёт по очень чувствительным для наших экономик позициям. И мы договариваемся!
Хотел бы особо отметить, что на пространстве СНГ существуют проекты с разными формами участия и глубиной интеграции. Вижу в этом большое преимущество Содружества, свидетельство того, что наши государства действительно заинтересованы в самом тесном сотрудничестве и в зависимости от национальных приоритетов определяют параметры своего участия в интеграционных процессах.
Хочу отметить, что все три сегодняшних мероприятия прошли в деловой, весьма конструктивной атмосфере и, главное, на них достигнуты позитивные практические результаты.
Благодарю вас за внимание.
С.С.Сидорский: Уважаемые дамы и господа! В ходе сегодняшнего заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС, которое мы только что закончили, мы обсудили наиболее актуальные вопросы развития Сообщества и в первую очередь вопросы создания Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства. Создав Таможенный союз и вплотную подойдя к формированию единого экономического пространства, мы подняли интеграционное взаимодействие на качественно новый уровень. Проделана большая работа, о которой сейчас информировал вас Председатель Правительства Российской Федерации. Мы сосредоточимся на решении проблемных вопросов, касающихся функционирования Таможенного союза, и в первую очередь устранения имеющихся ограничений во взаимной торговле, о которых идёт разговор и в «двойке», и в нашем Таможенном союзе.
Мы предприняли исчерпывающие меры для обеспечения подписания соглашений Единого экономического пространства и поставили перед собой планку – 1 января 2011 года. Это всё позволит нам создать хорошие возможности для использования в полной мере экономического потенциала нашего сообщества.
Мы сегодня рассмотрели ход выполнения мероприятий по реализации приоритетных направлений на 2008–2010 годы и одобрили перспективу развития нашего сообщества на 2011–2013 годы. Достижение конкретных результатов по отдельным направлениям важно не только для государств–участников ЕврАзЭС, но и для повышения эффективности всего сообщества как международной организации в целом. И мы сегодня отмечали, что и главы Правительств СНГ активно принимали участие в нашем сообществе, работе.
Тревожные события лета этого года, связанные с крайне неблагоприятными погодными условиями, из-за которых сельское хозяйство многих государств–членов ЕврАзЭС понесло значительные потери, со всей очевидностью доказали нам необходимость координации усилий по обеспечению продовольственной безопасности.
Эти вопросы мы сегодня активно обсуждали и приняли план мероприятий по реализации концепции продовольственной безопасности государств–членов экономического сообщества. Этот документ предусматривает развитие единой товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, разработку единых методик подготовки среднесрочных прогнозных балансов по основным видам продовольствия и другие мероприятия, касающиеся этого важного вопроса.
Мы сегодня утвердили межгосударственную целевую программу создания единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств–членов Сообщества. Реализация, по нашему мнению, этого документа позволит содействовать увеличению транзитного потенциала наших государств. На заседании Высшего органа Таможенного союза мы рассмотрели вопрос, касающийся создания и функционирования совместной интегрированной информационной системы, и дали соответствующее поручение. В частности, мы утвердили концепцию создания информационной системы внешней взаимной торговли Таможенного союза, план первоочередных мер по созданию информационной системы на 2010–2011 годы, а также положение о координационном совете по информатизации.
Повышение конкурентоспособности выпускаемой в государствах продукции возможно в первую очередь за счёт объединения усилий национальных инновационных систем. Поэтому большие надежды мы возлагаем на активизацию работы Центра высоких технологий, деятельность которого направлена на координацию научно-технических структур по разработке и реализации совместных научно-технических и инновационных проектов. И эта структура, по нашему мнению, эффективно вписывается в те инновационные программы, которые приняты национальными правительствами Содружества.
Владимир Владимирович сказал о том, что мы сегодня подписали ряд документов по выходу на Единое экономическое пространство. Мы удовлетворены той работой, которую проводят наши заместители, подготавливая эти документы. Есть все основания для того, чтобы к началу декабря текущего года подписать весь пакет по созданию Единого экономического пространства и выполнить ту задачу, которую поставили нам главы государств. Спасибо.
К.К.Масимов: Сегодня прошло три, на мой взгляд, очень важных заседания, которые показывают три разные модели интеграции на постсоветском пространстве.
Первое – это Содружество независимых государств. Сегодня, на мой взгляд, обсуждался очень важный вопрос, связанный с подготовкой нового Договора о зоне свободной торговли в рамках Содружества независимых государств. Это первая форма интеграции.
Второе. Сегодня прошло заседание ЕврАзЭС (Евразийского экономического сообщества), которое является более глубокой формой интеграции с переходом в Таможенный союз, – третье было заседание.
Таможенный союз на конец 2010 года, можно с полной ответственностью сказать, состоялся, несмотря на те рифы и препятствия, которые по ходу согласования существовали. Но по ходу подготовки и проведения всех мероприятий, я думаю, что все три стороны (переговорщики всех трёх стран) смогли прийти к взаимоприемлемым решениям, для того чтобы показать преимущества и жизнеспособность Таможенного союза.
В конечном итоге экономики наших стран, предприятия, которые являются членами Таможенного союза, внутри должны почувствовать те преимущества, которые даёт нам новое образование.
Я думаю, что сейчас, к концу 2010 года, наши предприятия реально ощутили ту пользу и те преимущества, которые нам даёт это новое образование.
Принципиально важно, что сегодня на уровне руководителей правительств трёх стран были практически согласованы, а по многим вопросам и подписаны документы, которые создают основу для создания Единого экономического пространства, для того чтобы всю договорную базу можно было подвести к подписанию главами государств в начале декабря 2010 года. Это даст новую возможность ещё более глубокой интеграции, ещё больших возможностей для предприятий наших стран участвовать в равной борьбе, в равной конкурентной борьбе и получать экономические преимущества.
В конечном итоге вот это новое наше экономическое образование – Таможенный союз и в последующем Единое экономическое пространство – должно быть конкурентоспособным с любыми другими образованиями, в том числе с Европейским союзом, другими объединениями. И вот сейчас мы уже обсуждали на сегодняшних встречах те вопросы, которые дают нам такую возможность. В конечном итоге символично, что всё это проходило на фоне всемирного экономического кризиса и, может быть, в какой-то степени это наш ответ на те вызовы, которые сегодня стоят перед глобальной экономикой. Я лично считаю, что сегодня это важная веха по тем договорённостями, которые были достигнуты между правительствами трёх стран. И в конечном итоге граждане наших стран уже в самом ближайшем будущем должны конкретно почувствовать те преимущества, ту пользу от наших сегодняшних договорённостей. Спасибо.
Вопрос: Сегодня на заседании Совета глав правительств СНГ вы обсуждали создание зоны свободной торговли. На заседании Межгоссовета обсуждали вопрос Таможенного союза и создание Единого экономического пространства. Не дублируют ли эти объединения друг друга? Какие основные противоречия есть в этих объединениях и какие разногласия остаются по Единому экономическому пространству. Спасибо.
В.В.Путин: По поводу разных форм интеграций на постсоветском пространстве. Действительно, рядовой гражданин может и запутаться: СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство. Зачем нужно такое многообразие и чем одно отличается от другого? Говорить можно много, я скажу буквально пару-тройку тезисов. И вообще, для чего это всё делается? Это делается для того, чтобы наши граждане – потребители товаров и услуг – могли получать хорошую, качественную продукцию по приемлемым ценам. Это делается для того, чтобы эти товары и услуги попали на наши рынки по приемлемым ценам. В рамках зоны свободной торговли это достигается двумя-тремя элементарными инструментами. Мы снимаем ввозные таможенные пошлины на товары, произведённые в странах, которые вошли в свободную экономическую зону, и допускаем на наши рынки такие товары, которые, повторяю, являются хорошими по качеству и приемлемыми по цене.
Когда мы говорим о Таможенном союзе, о Едином экономическом пространстве, это более глубокая степень интеграции, которая предполагает вообще снятие всех таможенных и тарифных барьеров при доступе на рынки товаров и услуг друг для друга. Мы создаём единый внешний контур, а внутри создаём условия для равной конкуренции. И вот это уже является Единым экономическим пространством с едиными нормами регулирования и и единой экономической политикой, с тем чтобы одни производители в одних странах не получали преимуществ перед другими, но при том чтобы мы создавали наилучшие условия для их деятельности внутри экономического сообщества и обеспечили бы им конкурентные преимущества на рынках третьих стран. Это сложные вопросы, требующие очень тщательного рассмотрения.
Поэтому когда вы меня спросили о разногласиях, могу сказать, что разногласий нет, но есть сложный процесс согласования интересов. Что можно считать наиболее сложным? Вот мы уже говорили о вопросах, связанных с энергетикой, и с электроэнергетикой, и с углеводородами. И сегодня, в том числе, мы обсуждали эти вопросы. О чём мы говорили и о чём спорили? Мы говорили, например, о том, что считать равнодоходными ценами. Мы и в России часто говорим о равнодоходности, но применительно к внутреннему российскому рынку мы говорим о равнодоходности для наших производителей – для «Газпрома», для независимых производителей. Равнодоходности по сравнению с экспортными ценами. Мы идём к этому не спеша, мягким путём, обеспечивая соответствующие интересы и производителей, и потребителей. Мы сегодня обсуждали, что мы понимаем под термином «равнодоходность» применительно к разным участникам экономической деятельности в трёх государствах. В целом договорились о единообразном подходе к этим терминам и понятиям.
Мы, например, говорили о рынке автомобильной техники. Кто-то хочет обеспечить для себя возможность завоза подержанных автомобилей, причём и легковых, и грузовых, а кто-то говорит: «Нет, мы этот этап уже прошли. Мы хотели бы обеспечить преимущественное развитие собственной автомобильной промышленности, потому что мы для этого сделали то, то и то».
Несмотря на сложность, мы договорились, как сделать так, чтобы не нанести ущерба внутренним потребителям и производителям, в данном случае перевозчикам. Но, безусловно, все эти процедуры – а мы об этом тоже говорили – мы намерены делать и делаем в соответствии с нашими планами вступления во Всемирную торговую организацию, с которой мы остаёмся в тесном контакте.
В этой связи хотел бы упомянуть ещё об одном важном моменте, о котором мы договорились, о котором я уже сказал. Это способы и пути разрешения споров, которые могут возникать в ходе нашей совместной экономической деятельности. Мы создаем в рамках СНГ соответствующие процедуры разрешения споров, в том числе так называемый суд ад хок. А в рамках единого экономического пространства будем прибегать к возможностям суда ЕврАзЭС, который наделяем особой компетенцией, что является чрезвычайно важным для выстраивания цивилизованных экономичских отношений, отвечающих интересам всех участников этого процесса.
Вопрос: Экономический суд СНГ недавно рекомендовал российскому Правительству ускорить рассмотрение вопроса о временном невзимании пошлины на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Как вы собираетесь отреагировать на это обращение? И, если можно, второй вопрос в продолжение первого. Сейчас пересматриваются условия поставок российской нефти европейским потребителям. Как с учётом этого будут формироваться цены на газ для ближайших соседей России, в том числе Белоруссии?
В.В.Путин: В связи с чем?
Вопрос: На фоне того, что будут пересматриваться условия поставок российской нефти европейским потребителям. На Ваш взгляд, не является ли устаревшей формула формирования цены на газ с учётом привязки к ценам на нефть? Спасибо.
В.В.Путин: Суд ЕврАзЭС рекомендовал ускорить рассмотрение вопросов, связанных с ценообразованием. Вы правильно сказали: «Суд рекомендовал ускорить». Это же рекомендация, это необязательное решение. При формировании суда ЕврАзЭС – а мы там вносим соответствующие изменения – мы придаём его решениям более действенный характер, и надеемся, что это всё заработает. Сегодня это рекомендация. Мы готовы к ней прислушаться, мы готовы эти вопросы рассмотреть. Я вас уверяю, что – сегодня мы говорили и сейчас у нас встреча с Сергеем Сергеевичем Сидорским – мы продолжим эту дискуссию. Вместе с тем и белорусская сторона знает нашу позицию. Мы исходим из того, что ранее подписанные контракты должны соблюдаться. Это первая часть.
Теперь последняя часть вашего вопроса, а потом я вернусь ко второму, по поводу, не является ли устаревшей модель привязки стоимости на газ к стоимости нефти. Не думаю, что это так. Более того, я не вижу сейчас другого рыночного механизма определения цены на газ, ведь мы говорим о привязке цены на газ к мировым ценам на нефть, которые возникают не административным, а рыночным способом. Эти цены на нефть возникают на мировых биржах, это рыночное регулирование, отсюда и последующая цена на газ. Другого внятного рыночного инструмента цены на газ пока никто не предложил – именно рыночного.
Ну и наконец, по поводу изменений условий поставок российской нефти на белорусский рынок. Вы знаете, что мы договорились в прошлом году и выполняем все эти обязательства. Мы полностью закрываем внутренние потребности белорусской экономики беспошлинными поставками нашей сырой нефти – внутренние потребности полностью закрыты поставками российской нефти на белорусский рынок без пошлин. Что касается возможных изменений условий поставок российской нефти для европейских потребителей, то я о таких изменениях ничего не слышал.
С.С.Сидорский: Что касается поставленного вами вопроса. Выполняя решение суда СНГ, я в установленном порядке обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с предложением до разрешения спора по выходу на 1 января 2011 года принять решение об отмене пошлин, взимаемых Российской Федерацией на нефтепродукты и продукты химии, поставляемые в Белоруссию. И мы сегодня после конференции будем обсуждать этот вопрос – по крайней мере позиция российской стороны состоит в том, чтобы на 1 января 2011 года при подписании всех документов по созданию Единого экономического пространства выйти на обнуление таких пошлин.
Естественно, позиция белорусской стороны состоит в том, чтобы с учётом того, что мы несём значительные потери на наших химических предприятиях, которые работают по продуктам нефтехимии, мы, конечно, обратились с такой просьбой, наша просьба остаётся в силе.
Что касается цены на газ, мы сегодня обсуждали в рамках «тройки» Таможенного союза эти вопросы и договорились о том, что мы посмотрим равнодоходность и посмотрим формирование цены газа.
Белорусская сторона исходит из того, что в настоящее время есть ряд предложений государств–потребителей газа по наличию газа на свободном и спотовом рынках и в европейских странах есть значительное понижение стоимости газа, который поставляет «Газпром» по контрактам. Есть определённые уступки по формированию конечной цены на газ. Естественно, мы будем предлагать нашим российским коллегам рассмотреть просьбу белорусской стороны о том, чтобы наши предложения по равнодоходности цен на газ были максимально учтены. Но это есть переговорная позиция, и я благодарю, Владимир Владимирович, вас за то, что вы такое поручение «Газпрому» дали ещё на прошлой нашей встрече. Спасибо.
В.В.Путин: Я позволю себе пару реплик. Они вот какие. Я не слышал об уступках по ценам для наших европейских потребителей. Они действительно ставят эти вопросы давно (ну не так давно – в период кризиса ставили во всяком случае, когда упал спрос на газ), но «Газпром» ни по одной позиции не подвинулся. А вот наши белорусские друзья, партнёры, получают газ по самым низким ценам – ниже нет! По формуле, но по самым низким фактическим ценам. Дешевле, чем Белоруссия, из наших зарубежных потребителей газ никто не получает. Это самые дешёвые цены, тем не менее мы сегодня обязательно будем обсуждать все проблемы.
Но и одно маленькое тоже замечание. Мы договорились о возможности отмены вывозных таможенных пошлин на нефть сырую – не при подписании всего пакета документов по ЕЭП, а при ратификации этого пакета.
Вопрос: Вопрос казахстанской стороны. У меня вопрос к Председателю Правительства Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, недавно было заявлено, что в России не будет льгот на железнодорожные перевозки для местных предприятий. И только если предприятие докажет необходимость такой поддержки, из бюджета будут выделены субсидии конкретному предприятию. В этой связи что происходит и будет происходить с транзитными тарифами? Спасибо.
В.В.Путин: Мы уже договорились об этих транзитных тарифах, нашли компромиссные решения. Казахстанскую сторону такие наши решения устроили. Мы говорили сегодня и о субсидиях в различных отраслях экономики. Об этом тоже есть договорённость. Документы в принципе согласованы, часть из них подписана, по-моему. Поэтому здесь у нас нет никаких противоречий.
Будет происходить так, как мы договорились, – в соответствии с интересами наших партнёров. Мы понимаем, что в данном случае это интересы наших партнёров, которые связаны с перевозками, скажем, казахстанского зерна или промышленной продукции Белоруссии в Казахстан и, наоборот, через нашу территорию.
Мы нашли компромисс и обо всём договорились. Я не знаю, Карим Кажимканович, есть ещё какие-то подробности?
К.К.Масимов: Я хочу подтвердить, Владимир Владимирович, что те вопросы, которые ставились казахстанской стороной на протяжении, наверное, всех предыдущих 19 лет, касались транзита по железной дороге, тарифов. Это очень было важно и является важным для казахстанских предприятий в том пакете договорённостей, о которых сегодня шла речь. Все вопросы решены на сегодняшний день. И в рамках единого экономического пространства у нас нет никаких разногласий в понимании этого процесса по транзиту по железной дороге. Для казахстанской экономики это чрезвычайно важный вопрос.
Пользуясь этим случаем, хотел сказать, что в аналогичных вопросах, в том числе и по транзиту электроэнергии в том пакете договоренностей, мы тоже нашли взаимоприемлемые решения для казахстанских предприятий, которые находятся на западе Казахстана, где испытывается дефицит, например, электроэнергии. За счёт транзита опять же казахстанской электроэнергии через территорию Российской Федерации мы тоже имеем возможность решать эти вопросы. То есть тот пакет договорённостей, над которым сегодня проводилась работа, – это не какие-то теоретические или бесполезные документы, это очень конкретные вопросы, которые будут помогать предприятиям всех стран, входящих в таможенную зону, в Единое экономическое пространство. И наши предприятия в самом ближайшем будущем на себе почувствуют положительные результаты.
Пользуясь случаем, я хотел озвучить позицию казахстанской стороны по ценообразованию на энергоресурсы, по вопросу конечной цены для потребителя на рынках наших стран. В целом вопрос модернизации предприятий стоит в экономиках всех трёх стран – и в Белоруссии, и в Казахстане, и в России. Модернизация подразумевает под собой вопрос, связанный с энергоэффективностью. Я думаю, что без решения этого вопроса ни у какого предприятия желания работать над энергоэффективностью, желания модернизировать своё предприятия возникать не будет.
Я думаю, что сегодня такой согласованной политикой мы прокладываем путь для повышения конкурентоспособности наших экономик, как бы это ни казалось сегодня по-другому многим. А именно приближение к новым мировым стандартам, к стандартам Европейского союза, развитых стран - я считаю, что именно этот путь поможет нашим предприятиям двигаться в правильном направлении, подтолкнёт их. Спасибо.
В.В.Путин: Что касается тарифов на перевозки, наверняка знаете, если задаете этот вопрос: чувствительными являются субсидии на перевозки экспортных грузов. Это для любой страны, в том числе и для России, вопрос чувствительного характера. Мы эту проблему обсуждали достаточно тщательно, выверили позиции так, чтобы не наносить ущерба нашим грузоотправителям и перевозчикам. Нашли согласованные позиции.
Спасибо большое.
Использованы материалы с официального сайта Председателя Правительства РФ www.premier.gov.ru , официального сайта Совета Министров РБ www.government.gov.by, официального сайта Правительства РК www.ru.government.kz