Круглый стол был организован Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации при поддержке Правительства Новосибирской области.
В работе круглого стола приняли участие: Член Коллегии – Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Н. Алдабергенов, представители Евразийской экономической комиссии, руководители конкурентных ведомств Беларуси, Казахстана и России, представители органов власти Новосибирской области, бизнес-сообщества и профессиональных союзов.
С приветственными словами к участникам круглого стола обратились губернатор Новосибирской области В. Юрченко и мэр г. Новосибирск В. Городецкий.
В своем выступлении Н. Алдабергенов проинформировал участников круглого стола об основных направлениях деятельности Евразийской экономической комиссии в области конкурентной политики, отметив, что вопросы конкуренции являются ключевым фактором, обеспечивающим достижение цели формирования Единого экономического пространства – обеспечение равных условий конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства, в том числе недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов сторон к товарным рынкам, свободного перемещение товаров, услуг и капитала на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Одним из конкретных результатов создания Единого экономического пространства Н. Алдабергенов назвал рост товарооборота между Россией, Казахстаном и Беларусью. В этом контексте он рассказал об основных задачах Комиссии в области конкурентной политики, которые предстоит решить в ближайшее время.
Первая задача – это гармонизация конкурентного законодательства государств-членов ТС и ЕЭП. Гармонизация законодательства обеспечит сближение подходов в регулировании конкурентных отношений, что будет способствовать созданию предсказуемых условий и снижению административного бремени для ведения бизнеса.
Вторая задача – это разработка модельного закона о конкуренции, который будет носит рекомендательный характер, устанавливающий общие ориентиры для совершенствования антимонопольного законодательства государств-членов ТС и ЕЭП. В последующем предполагается принятие Конкурентного (Антимонопольного) кодекса ЕЭП, устанавливающего единые правила в области конкурентного законодательства для хозяйствующих субъектов и органов власти. Эти два документа должны базироваться на лучших практиках России, Беларуси и Казахстана, а также ведущих зарубежных стран в сфере антимонопольного регулирования.
Регулирование конкуренции на основе единых норм позволит существенно повысить эффективность антимонопольного правоприменения, обеспечит создание единого правового поля для предпринимательской деятельности, устранение барьеров для взаимных инвестиций и продвижения товаров на рынки стран-партнеров.
Третья задача – введение в трех государствах единой системы электронных аукционов при осуществлении государственных закупок. Это позволит, например, российским компаниям, не выезжая за пределы своей страны, участвовать в государственных закупках, осуществляемых в Беларуси или Казахстане. В полном объеме такая единая система должна заработать уже в 2014 году.
Говоря о практической работе, проводимой в настоящее время Комиссией, Член Коллегии – Министр остановился на проблемах, связанных с приграничной торговлей нефтепродуктами и электроэнергией.
Существенное различие в ценах на приграничных территориях на указанные товары, создает условия для злоупотреблений отдельными компаниями своей рыночной властью путем манипулирования цен, изъятия товара из обращения. В настоящее время Комиссия проводит анализ цен, объемов поставок, а также действий поставщиков на этих рынках на предмет соответствия их установленным правилам конкуренции. В случае выявления нарушений Комиссия намерена обратиться в национальные антимонопольные органы для принятия ими мер по устранению выявленных нарушений. Это будет способствовать стабилизации цен в указанных регионах за счет создания равных конкурентных условий.
«Рынок авиаперевозок также вызывает значительный интерес Комиссии», - отметил в своем выступлении Н. Алдабергенов.
В настоящее время прорабатывается вопрос по ценообразованию авиабилетов в государствах – членах ТС и ЕЭП с целью недопущения злоупотребления хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на данном рынке. Существенное ограничение конкуренции на международных линиях отрицательно сказывается на ценах на билеты для граждан трех стран и объемах перевозок.
Член Коллегии – Министр также обратил внимание, что Комиссия вплотную занимается вопросом «параллельного импорта». «Предоставив возможность независимым импортерам ввозить брендовые товары, при условии принятия дополнительных оградительных мер в отношении ввоза контрафактной продукции, мы дадим нашим гражданам возможность покупать их на 20-30 % дешевле», - сказал Н. Алдабергенов.
Представители бизнеса, участвующие в круглом столе, проинформировали о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в своей практической деятельности и которые препятствуют продвижению их продукции на товарных рынках Таможенного союза.
Руководители национальных антимонопольных органов Беларуси, Казахстана и России также проинформировали участников круглого стола о результатах проводимой работы, в том числе в области гармонизации антимонопольного законодательства.