Модератор:
Игорь Шувалов, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, Национальный координатор Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств
Участники сессии:
Сергей Лебедев, председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ
Андрей Кобяков, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь
Бахыт Султанов, министр экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
Аширкули Курбанкулиев, директор Института стратегического прогнозирования и экономического развития Туркменистана
Джахангир Гаджиев, председатель Правления Международного банка Азербайджанской Республики
Эмилбек Узакбаев, национальный координатор Кыргызской Республики по делам СНГ
Игорь Додон, первый заместитель председателя Правительства – министр экономики Республики Молдова
Нерсес Ерицян, министр экономики Республики Армения
Фаррух Хамралиев, председатель Государственного Комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан
Сергей Тигипко, сопредседатель совета инвесторов при Кабинете Министров Украины
Участники рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с политическим взаимодействием и сотрудничеством в рамках СНГ. В частности, были затронуты некоторые ключевые аспекты.
Важнейшим определяющим фактором является наличие политической воли. Недавний экономический коллапс обнажил общие очаги уязвимости и продемонстрировал колоссальную взаимозависимость между экономиками стран СНГ. Было отмечено, что в краткосрочной перспективе повышение координации усилий между государствами СНГ позволит этим странам более оперативно реагировать на негативное воздействие кризиса. В дальнейшем будут появляться и новые возможности. Основные задачи, стоящие перед государствами СНГ, включают в себя формирование полноценного общего рынка товаров и услуг, расширение сотрудничества в сфере энергетики и создание региональных резервных валют. Было отмечено, что в каждой из этих сфер существует масса возможностей, однако для их реализации лидерам стран СНГ.
необходимо более решительно проводить грань между политическими и экономическими интересами. Все участники согласились с тем, что усиление стремлений к проведению протекционистской политики (особенно путем установки нетарифных барьеров) и определенные разногласия в энергетической сфере остаются основными препятствиями на пути к укреплению сотрудничества.
СНГ – выбор формата интеграции. Содружество Независимых Государств существует уже 18 лет, и годы эти были нелегкими. Самоутверждение – именно это ставили во главу угла вновь образованные независимые государства при образовании СНГ. В отличие от постепенной интеграции, наблюдаемой в Европейском Союзе, процессы распада СССР и реинтеграции СНГ проходили болезненно, причем на фоне многочисленных кризисов. В ходе сессии было отмечено, что в начале 2000-х, на пике экономического роста, стремление к объединению было во многом утрачено, и интеграционные процессы замедлились. Ориентация на рост за счет экспорта была самой популярной стратегией в государствах СНГ, и участники дискуссии признали, что в этот период общерыночное пространство перестало существовать, несмотря на наличие в регионе многочисленных технологических взаимосвязей спроса и предложения. Было высказано мнение, что нынешние экономические потрясения способствовали ускорению темпов интеграции, и что это уже начало приносить свои плоды. В качестве примера было отмечено, что с первого января 2010 года начнет действовать таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Кроме того, в скором времени под управлением Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – экономической структуры СНГ – должен быть запущен антикризисный фонд с капиталом, эквивалентным USD10 млрд. Участники в целом согласились с тем, что благодаря многочисленным технологическим и экономическим связям между странами Содружества позитивный экономический эффект расширения интеграции СНГ представляется более ощутимым и быстродействующим, нежели соответствующий эффект от вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В чем же заложена база для синергии? Формирование общих рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала – вот в каком направлении должна двигаться дальнейшая интеграция СНГ. В качестве примера участники отметили, что в советскую эпоху система распределения электроэнергии была единой для всех нынешних государств СНГ, и после установления национальных границ эффективность работы сектора существенно снизилась, возникли помехи для свободного перемещения электроэнергии между странами Содружества. По общему мнению, ключевая задача состоит в том, чтобы восстановить эту эффективность и тем самым улучшить показатели энергопотребления экономических систем СНГ. Что касается рынка труда, перемещение рабочей силы через границы и соответствующее ремитирование заработных плат крайне важны для достижения социальной стабильности во всем регионе. Участники признали, что создание единого образовательного и культурного пространства должно напрямую повлиять на сокращение затрат и повышение конкурентоспособности производителей СНГ, поскольку члены Содружества остаются взаимными потребителями продукции и услуг друг друга, и в дальнейшем эта тенденция лишь усилится. Наконец, если в торговле между странами СНГ увеличится доля платежей в российских рублях, казахстанских тенге или других национальных денежных единицах, то, по мнению участников, это обеспечит снижение зависимости от волатильных мировых валютных рынков и соответствующим образом скажется на состоянии торговли внутри СНГ. Было, однако, отмечено, что членство или ожидаемое вступление ряда государств СНГ в ВТО может стать серьезной проблемой для формирования общих рынков товаров СНГ, поэтому в будущем необходимо обратить внимание на урегулирование взаимопротиворечащих нормативов и приоритетов.